Нормативные правовые документы по организации обучения населения в Иркутской области

Федеральные законы Российской Федерации: от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»; от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне».

Постановления Правительства Российской Федерации: от 02.11.2000 № 841 «Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны»; от 04.09.2003 № 547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Приказы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий: от 13.11.2006 № 646 «Об утверждении Перечня должностных лиц и работников гражданской обороны, проходящих переподготовку или повышение квалификации в образовательных учреждениях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования федеральных органов исполнительной власти и организаций, в учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и на курсах гражданской обороны муниципальных образований»; от 19.01.2004 № 19 «Об утверждении Перечня уполномоченных работников, проходящих переподготовку или повышение квалификации в учебных заведениях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждениях повышения квалификации федеральных органов исполнительной власти и организаций, учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и на курсах гражданской обороны муниципальных образований».

Методические рекомендации МЧС России «Организационно-методические указания по подготовке населения Российской Федерации в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на 2016-2020 годы» от 12.11.15. № 43-5413-11. Нормативные правовые акты Иркутской области: Распоряжение Правительства Иркутской области от 20 июня 2012 г. № 299-РП «Об организации подготовки и обучения населения в области гражданской обороны»; Постановление Правительства Иркутской области от 2 апреля 2010 г. № 65-ПП «Об организации подготовки населения способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях»; Постановление Правительства Иркутской области от 2 апреля 2010 г. № 64-ПП «Об организации обучения населения мерам пожарной безопасности на территории Иркутской области». Устав ГБУ ДПО «Учебно-методический центр по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Иркутской области»

Методическая работа является составной частью учебного процесса и является одним из основных видов деятельности руководства и преподавательского состава ГБУ ДПО «УМЦ ГОЧС и ПБ Иркутской области»

Методическая работа имеет целью совершенствование методики, повышение эффективности, качества проведения всех видов учебных занятий, повышение профессионального уровня руководящего и преподавательского состава. Методическую работу планирует, организует, контролирует ее выполнение методический совет. Методическая работа планируется с учетом задач, поставленных на предстоящий учебный год. Методическая работа включается самостоятельным разделом в план работы Учреждения.

Методическая работа включает:

  • разработку учебно-методических материалов, необходимых для проведения и методического обеспечения всех видов учебных занятий;
  • организацию подготовки и проведения учебно-методических сборов, методических занятий и самостоятельной работы преподавателей;
  • организацию и проведение контроля учебных занятий;
  • организацию и проведение контроля обучения слушателей и оказание им методической помощи;
  • рассмотрение вопросов эффективности обучения на заседаниях Учебно-методического совета, методических совещаниях;
  • оказание методической помощи организациям;
  • изучение, обобщение и распространение передового опыта методической работы педагогического состава.

Для проведения и методического обеспечения всех видов учебных занятий разрабатываются следующие виды учебно-методических материалов:

  • методическая разработка;
  • задание для проведения практического занятия (группового упражнения);
  • план проведения занятия;
  • план семинара;
  • учебно-методические материалы для приема зачетов (экзаменов) у слушателей;
  • дидактические материалы.

Формы и содержание, указанных выше учебно-методических материалов, утверждаются начальником Учреждения.

Методическая разработка – это документ, определяющий содержание занятия и действия преподавателя в период подготовки к нему и в ходе его проведения. В ней даются исчерпывающие рекомендации по организации занятия и методике его проведения.

Методическая разработка составляется для подготовки и проведения лекций, групповых занятий, групповых упражнений и практических занятий с учетом требований учебной программы, категорий обучаемых и имеющейся учебно-материальной базы.

При составлении методической разработки преподаватель, прежде всего, определяет тему занятия и ее содержание, изучает соответствующие законодательные, нормативные и иные акты, а также относящиеся к теме учебники, учебные и другие пособия. Затем определяет учебные цели, вопросы, подлежащие изучению, и разрабатывает содержание учебного материала темы занятия. Учебное время, необходимое на отработку темы, определяется соответствующей программой обучения и отражается в учебно-тематическом плане. Методическая разработка обсуждается на методическом совещании. Для проведения практического занятия (группового упражнения), наряду с методической разработкой, составляется задание для проведения данного вида занятия, в котором указывается конкретная задача по проведению расчетов, отработки соответствующих документов, решению ситуационных задач и т. п.

На каждое занятие независимо от наличия методической разработки преподаватель должен разрабатывать план его проведения. План проведения занятий составляется ежегодно с учетом особенностей организации и проведения занятий с конкретной категорией обучаемых.

Для проведения семинарских занятий разрабатываются планы семинаров.

Учебно-методические материалы для приема зачетов от слушателей включают в себя:

  • материалы для проведения тестового контроля.

Для применения технических средств обучения в учебном процессе разрабатываются дидактические материалы:

  • учебные видеофильмы (видеофрагменты);
  • слайды, в том числе слайды мультимедийных программ.

Учебно-методические сборы проводятся перед началом нового учебного года с привлечением всего педагогического состава. На сборах подводятся итоги работы за прошедший учебный год, ставятся задачи на новый учебный год, вырабатываются единые взгляды на методику проведения занятий по наиболее важным темам, доводятся руководящие документы по организации учебной, методической и научно-практической работы, изучаются новые приборы, проводятся инструкторско-методические и показные занятия.

Методические занятия предусматриваются годовыми планами работы на учебный год. К методическим занятиям относятся показные, открытые, инструкторско-методические, взаимные посещения занятий и пробные занятия.

Показные занятия проводятся лучшими преподавателями Учреждения. Они проводятся с целью установления единых взглядов на содержание, организацию и методику проведения занятий, в том числе с использованием современных технических средств и новых технологий обучения. Показные занятия проводятся в соответствии с расписанием учебных занятий, на них приглашается педагогический состав, который в это время не проводит учебных занятий. На показных занятиях демонстрируются наиболее целесообразная организация проведения занятий, рациональное материальное обеспечение занятий и наиболее эффективные методические приёмы обучения слушателей.

Открытые занятия проводятся преподавателями в соответствии с расписанием учебных занятий в целях обмена опытом, оказания помощи преподавателям в организации занятий и методике их проведения. На открытых занятиях присутствуют все свободные от учебных занятий преподаватели. Каждое открытое занятие обсуждается на методическом совещании. На методическом совещании дается оценка преподавателю по результатам проведенного занятия.

Инструкторско-методические занятия организуются и проводятся по наиболее важным и сложным темам учебной программы в целях отработки единой организации и методики проведения занятий, освоения новых, более эффективных методических приемов. Они проводятся, как правило, наиболее подготовленными в методическом отношении преподавателями.

Взаимные посещения занятий преподавателями являются одной из форм повышения методического мастерства преподавательского состава. В свободное от занятий время преподаватели присутствуют на занятиях, которое проводит их коллега. После проведения занятий преподаватели обмениваются мнениями, отмечая положительные и отрицательные стороны организации и методики проведения занятий, что позволяет внести им соответствующие изменения и дополнения в планы проведения занятий.

Пробные занятия проводятся по мере необходимости с целью определения подготовленности преподавателя к проведению учебных занятий и допуска его к самостоятельному проведению занятий со слушателями. Пробные занятия проводятся в присутствии педагогического состава и обсуждаются на методическом совещании. В случае успешного проведения пробного занятия и соответствующей рекомендации методического совещания издается приказ начальника Учреждения о допуске преподавателя к самостоятельному проведению занятий.

Самостоятельная работа преподавателей проводится с целью повышения их педагогического мастерства и должна быть направлена на изучение теории и практики функционирования систем гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, новинок специальной и педагогической литературы, техники и приборов, подготовку к очередным занятиям, разработку учебно-методических материалов и пособий. При самостоятельной работе большое внимание уделяется освоению технических средств обучения для дальнейшего использования их в ходе учебного процесса.

Контроль учебного процесса является неотъемлемой частью системы управления качеством обучения и проводится с целью получения объективной информации для оперативного принятия мер по совершенствованию и повышению качества подготовки слушателей. Контроль должен быть целенаправленным, систематическим, объективным и охватывать все направления учебного процесса, выявлять недостатки и положительные стороны, сочетаться с оказанием помощи в работе и решать главную задачу – повышение качества подготовки слушателей.

Контроль учебного процесса включает: контроль учебных занятий; контроль выполнения расписания учебных занятий и зачетов (экзаменов).

Основные вопросы методической работы рассматриваются на заседаниях Учебно-методического совета, методических совещаниях. Учебно-методический совет создан для рассмотрения основных вопросов учебной, методической и научно-практической работы.

В своей деятельности Учебно-методический совет руководствуется нормативно-правовыми документами Российской Федерации,Уставом и Положением об Учебно-методическом совете Учреждения.

Учебно-методический совет является постоянно действующим совещательным органом, работа которого направлена на совершенствование образовательной деятельности Учреждения.

Основными задачами Учебно-методического совета являются:

  • Анализ и систематизация имеющихся традиций и образовательных технологий, используемых для повышения качества обучения слушателей.
  • Повышение педагогического мастерства преподавательского состава.
  • Оптимизация структуры учебно-материальной базы.
  • Рассмотрение предложений педагогического состава по дальнейшему совершенствованию учебного процесса и внедрению инновационных технологий.
  • Обеспечение непрерывной информационной поддержки по развитию учебного процесса.
  • Рассмотрение вопросов стимулирования труда и мер социальной поддержки педагогического состава.

При проведении заседания Учебно-методического совета ведется протокол. Методические совещания проводятся в целях решения конкретных вопросов образовательного процесса. На них обсуждаются:

  • методика отработки конкретных тем программы;
  • наиболее эффективные приемы и методы обучения слушателей;
  • выполнение индивидуальных планов работы преподавателей на учебный год;
  • повышение профессионального мастерства педагогического состава;
  • применение современных технических средств обучения и наглядных пособий в учебном процессе;
  • итоги методической и научно-практической работы;
  • качество разработки программ обучения, проведения открытых и пробных занятий, разработки и переработки учебно-методических материалов, развитие и совершенствование учебно-материальной базы.

Методические совещания проводятся не реже одного раза в месяц. На каждое методическое совещание целесообразно выносить не более 3-х вопросов, чтобы иметь возможность всесторонне и глубоко их обсудить. При проведении методического совещания ведется протокол. В протоколе должно быть отражено: номер и дата проведения методического совещания (заседания), кто принимал участие, какие вопросы обсуждались, содержание выступления основного докладчика по обсуждаемому вопросу, вопросы к докладчику, краткое содержание выступлений, содержание заключительного выступления по итогам обсуждения вопроса и решение методического совещания , изложенное в форме рекомендаций по обсуждаемому вопросу. В решении необходимо указывать, что, кому и когда сделать. Другие вопросы деятельности Учреждения (подведение итогов работы и постановка задач, изучение руководящих документов, наставлений и руководств и др.) рассматриваются на служебных совещаниях.

Педагогический состав оказывает методическую помощь организациям в подготовке и проведении учений и тренировок, занятий и мероприятий в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности.